Понятия со словосочетанием «дальнее поле»
Связанные понятия
Нива — большое поле, возделанное и засеянное, целенаправленно обработанное человеком. Также нивой называют плодородное поле.
Копна́ — уплотнённая конусообразная куча сена или соломы, обычно складываемая на месте уборки. Копна имеет значительно меньший размер по сравнению со стогом и скирдой.
Перело́г (от перележивать — лежать слишком долго) — заросшая дикой растительностью и молодыми деревьями, задернованная пахотная земля, не обрабатываемая в течение 8—20 лет подряд. После 30 лет передерживания перелог превращается в пустошь и не отличается от целины, то есть его освоение не отличается от пахоты на новых землях. В трехпольном хозяйстве перелогом называется земля под паром, не засеваемая 1 и 2 года намеренно, для восстановления запасов перегноя и роста плодородия. На перелоге увеличивается...
Сеноко́с (покос, косьба травы на сено, заготовка сена) — один из наиболее важных периодов в традиционном аграрном календаре славян. В старину у славян косьба сена сопровождалась обрядами. Лучшим временем сенокошения считался период от Петрова дня и до Прокла 12 (25) июля. Русские крестьяне косили сообща, общиной, «всем миром», после чего каждый получал необходимое количество сена.
Гидму́рт (удм. Конюшенный человек) — дух конюшни и хлева в традиционных верованиях удмуртов.
Гумно́, гувно или ток (старорусское токъ, укр. тiк, болг. ток, польск. tok) — расчищенный, часто огороженный, утоптанный участок земли, на котором в крестьянских хозяйствах складывали скирды необмолоченного жита, проводили его обмолот, а также веяние зерна.
Коро́вник — помещение для содержания коров, вариант хлева, имеет стойла с кормушками и привязями, навозный канал, окно для удаления навоза. В современных коровниках труд сельскохозяйственных работников, в основном, механизирован. Современной промышленностью освоено производство аппаратов машинного доения, измельчителей кормов, разного рода кормодробилок, корнерезок, соломосилосорезок, а также навозных транспортёров.
Пове́ть (повет, поветье, поветка, повить) — нежилая пристройка к деревенскому дому (в основном на Русском Севере (Архангельская область)) сзади над хлевом, для хранения скотского корма, земледельческих орудий, дровней, телег и других хозяйственных принадлежностей; здесь же устраивают и клеть. Поветь находится достаточно высоко над землей, обычно на поветь ведут двухстворчатые ворота.
Стог — большая высокая, сужающаяся к вершине, обычно округлой формы, с закругленной вершиной куча сена, соломы или снопов, плотно уложенных для хранения под открытым небом. Стог складывают обычно из множества копён.
Молотьба́ (обмоло́т) — одна из основных сельскохозяйственных операций, при которой происходит отделение семян и плодов от колосьев, початков или метёлок, стручков.
Ля́до (ляда, лядина, лядинка, от праслав. *lędо) — место вырубки и выжига леса при разделке лесных угодий под посевы в подсечно-огневом земледелии (лядинном хозяйстве); пустошь, окружённая лесом, покинутая и заросшая лесом земля. Понятие использовалось в традиционной культуре народов европейского северо-востока, а также во внутренних центральных губерниях России (например, Псковской, Витебской, Смоленской) вплоть до XIX века.
Скирда́, скирд — плотно сложенная, сужающаяся кверху масса сена, соломы или снопов, которой придана продолговатая прямоугольная двускатная форма, предназначенная для хранения под открытым небом.
Ови́н — хозяйственная постройка, в которой сушили снопы перед молотьбой. Овин обычно состоял из ямы, где располагалась печь без трубы, а также из верхнего яруса, куда складывали снопы. Согласно народным поверьям, в овине обитает овинник. Овины строились в районах с недостаточным числом солнечных дней, например, в центральной и северной России, Белоруссии.
Заливно́й луг (также по́йменный, поёмный), или займище — луг, расположенный в пойме реки и заливаемый водой в половодье.
Пережины (прожин) — согласно поверьям, способ магического отбирания урожая с чужого поля, известный у русских, реже у белорусских крестьян.
Тебенёвка — зимняя пастьба, самостоятельная добыча лошадьми корма из-под снега. До нынешнего времени в Казахстане и Монголии лошади пасутся в степи самостоятельно, лишь периодически присматриваемые чабанами. Табуны лошадей возглавляются жеребцами, которые и ведут за собой табуны по их привычной территории.
Расчистка и корчёвка — способ окультуривания почвы, в результате которого малоценная растительность (деревья и кустарники) удаляется. На больших по площади участках расчистку и корчёвку пней проводят механизированным способом с помощью мощных тракторов, камнеуборочных машин, корчевальных машин и кусторезов, а также прямой тягой тракторов. На небольших по площади участках или при малом количестве пней и кустарников корчёвку проводят вручную. Деревья спиливают как можно ниже у основания. Корни оставшихся...
Леда́щий или лядащий — дух соломы в славянской мифологии, который всю зиму проводил во сне, весной просыпался и всё лето ожидал новую спячку, но уже — в копне свежей соломы. В метафорическом смысле его можно было назвать олицетворением зимнего увядания природы.
Ибэ (эбе, эби, евгей, юй-бе (холодный), джунгарский ветер, джунгарский цунами) — сухой юго-восточный и восточный ветер, дующий в холодное время года через Джунгарские Ворота со стороны озера Эби-Нур (Китай) к озеру Алаколь (Казахстан). Ветер ураганный, порывистый и тёплый, несёт много пыли, песка и иногда даже мелкие камни.
Коло́к (мн. ч. колки́) или око́лок (мн. ч. око́лки) (нар., разг.) — небольшой лес, обычно в поле, в степи, среди пашни, болота и т. д. В некоторых местах чаще употребляют вариант «околок», «околки».
Стерня́ (жнивьё) — остатки (нижняя часть) стеблей злаков (зерновых культур) после уборки урожая.
Бурое сено — одна из двух основных разновидностей сена, получаемая в процессе дополнительного самонагревания растительной массы, а не просто в результате сушки на открытом воздухе.
Сугроб (снежный занос, снежный надув) — отложение снега во время метелей и снегопадов, возникающее на подветренной стороне препятствия в результате местного снижения скорости ветра и выпадения излишков снега из снеговетрового потока.
Сноп — пучок срезанных колосьев, льна или соломы, перевязанных перевяслом. По славянским представлением, сосредоточие вегетативной силы злаков и символ плодородия и богатства в хозяйстве.
Лесной домик (лесная избушка) — сезонное жильё во время деятельности в лесу вне поселения: у лесных дорог и охотничьих троп (охотничий домик), на дальних промыслах (промысловая избушка) и сенокосах. Такие же строения ставили на протяжении длинных дорог и у начала водных путей. Помимо основного назначения, лесные домики использовались как ориентиры. На Русском Севере такая избушка называлась едома, кушня (Архангельская область), зимовка (Костромская область), в Сибири — зимовье, зимовьё, балаган...
Копна́ — старорусская мера площади (поземельная), предназначенная для измерения сенных покосов. Традиционно равнялась 1/10, реже 1/20 части десятины.
Сеноко́с (поко́с) — процесс кошения травы для заготовки сена для корма скоту, а также время этой косьбы.
Кликание весны (закликание весны, выкликать весну, весну гукати, зачинати весну) — славянский обряд, сопровождавшийся пением или выкрикиванием особых весенних песен — веснянок, закличек, смысл которого приглашение весны прийти и/или прилететь птицам.
Се́но — высушенные стебли и листья травянистых растений, скошенных в зелёном виде, до достижения ими полной естественной зрелости. Применяются в качестве продукта питания для сельскохозяйственных животных в тех районах, где климатические условия не позволяют круглогодичное использование свежих кормов.
Люзи́мер (от люзьнитны — раструсить что-либо) — вредоносный дух в мифологии коми, который заведует вихревыми потоками воздуха, воды. Зимой он ответственен за позёмку, а летом и осенью — размётом сена из стогов. Считалось, что действенным средством против Люзимера служит табак. Он переставал веселиться на лугу при произнесении этого слова.
Опу́шка ле́са — край леса шириной до 100 м, переходная полоса (экотон) между лесом из всех составляющих его ярусов лесной растительности и смежным типом растительности (лугом, болотом и т.д.).
Грядка огородная — узкая полоса разрыхлённой или обработанной другим образом земли в огороде или саду, отделяемая от соседних бороздами или дорожками, предназначенная для выращивания на ней овощных или фруктовых растений. Участок земли, используемый для выращивания сельскохозяйственной продукции, разбивают на слегка возвышенные грядки для обеспечения растениям более глубокого, хорошо разрыхленного и прогреваемого слоя почвы, в также для удобства обслуживания. Огородные грядки в зависимости от почвы...
Шиши́га, шишо́к (муж. шиш, шишиган, шишимора-кикимора) — в мифологии русских крестьян нечистая сила, живущая за печкой, в лесу (лешачиха, леший) и на болоте (болотник), в бане (банник), в овине (овинный домовой); бес.
Травостой — травянистая растительность на кормовых угодьях. Высота, густота, или плотность травостоя (число побегов растений на 1 м² поверхности) определяют урожайность (продуктивность) сеяных и естественных кормовых угодий. Качество травостоя зависит от кормовой ценности составляющих его видов растений и агротехнических мероприятий. Сенокосная (пастбищная) спелость травостоя — это фаза развития растений на сенокосах (пастбищах), обеспечивающая наивысший сбор питательных веществ с единицы площади...
Повитель — народное название различных вьющихся растений. Может ассоциироваться со следующими родами...
Жатва — время уборки преимущественно хлебных растений (пшеницы, ржи, овса, ячменя и др.). Российские крестьяне чаще называли время уборки хлебов жнитвом. Время жатвы, или жнитва озимых хлебов, приходится на июль, самый жаркий обычно в году месяц. Быть целый день на солнцепёке в такую пору от зари до зари — работа в высшей степени тяжёлая, особенно при снимании хлеба серпом. Поэтому издавна время жатвы называлось народом не просто рабочей порой, как говорили о навозице (вывозке навоза на поля; пахоте...
Суходольный рис (яп. 陸稲, рикуто или окабо) — рис, выращиваемый на суходольных полях или огородах без использования ирригации.
Избу́шка на ку́рьих но́жках — жилище Бабы-Яги в русских волшебных сказках. «Избушка о куриной ножке, об одном окошке, с крытым красным крыльцом»; «на куриных лапках, на веретенных пятках»— стояла в лесу на двух огромных куриных ногах, которые поворачивали избушку по первому требованию «добра молодца» («Избушка, избушка, повернись ко мне передом, к лесу — задом», «Избушка, избушка! Стань к лесу задом, ко мне передом», «Повернись туды дворцом, сюды крыльцом», «Воротись, избушка, к лесу глазами, ко...
Трёхпо́лье, или трёхпо́лка, — система севооборота с чередованием, например, пара, озимых и яровых культур. Применялась в крестьянских хозяйствах России и других стран с древнейших времён.
Пастбище — сельскохозяйственное угодье с травянистой растительностью, систематически используемое для выпаса травоядных животных. Наряду с выпасом скота пастбище используется пчеловодами для устройства пасеки. До появления механизированного сельского хозяйства, пастбище летом было основным источником пищи для животных и полезных насекомых, таких как рогатый скот и лошади. Пастбища всё ещё применяются для выпаса животных, особенно в засушливых областях, где земля пастбища не подходит для любого другого...
Бурелом (буревал, ветролом) — валежник после бури. Если буря выворачивает с корнями целые деревья, то поваленный лес образует т. н. буревал, ветровал. Во избежание бурелома и буревала лесосеки в лесу закладывают в виде прямоугольника длинной стороной перпендикулярно к направлению господствующих ветров и рубку начинают с подветренной стороны.
Обряды и обычаи белорусов — совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории Белоруссии долгое время. Обрядами отмечались начало сева, сбор урожая, приход весны, дни языческих богов.
Загон — место на выгоне или пастбище, огороженное жердневой изгородью, куда загоняют домашний скот, чаще лошадей и коров, предназначенное для отдыха и дополнительной подкормки.
Почвенная корка — образуется на плотных глинистых почвах, когда от сильных дождей изобильно содержащиеся в них иловатые части закупоривают более крупные поры, отчего эти почвы «заплывают» и на поверхности их появляется корка, затрудняющая доступ воздуха и тем вредно влияющая на рост растений. Для уничтожения его, на вспаханной или даже заборонованной почве, до высева ещё семян, рекомендуется разрыхление её экстирпатором, груббером или даже бороной (если толщина К. не более 1-1½ дюйма). Но если корка...
Лева́да (от греч. λιβάδιον — вода, водоём, поле, пастбище) — приусадебный участок земли с сенокосом, огородом и плодовым садом или другими деревьями.
Сто́йло (также денни́к) — место индивидуального содержания сельскохозяйственных животных, выгороженное пространство в конюшне, коровнике или хлеве. Стойло отличается от денника тем, что стойло гораздо у́же денника и рассчитано на то, что животное не будет в стойле разворачиваться; обычно это требует поместить животное на привязь. Денник по крайней мере вдвое шире (часто денники образуются объединением двух стойл), рассчитан на беспривязное содержание животного и потому выполняется в виде закрытого...
Пу́стошь — запустевшая (пустопорожняя), заброшенная, никем не владеемая, земля, на которой когда-то было поселение, но откуда люди ушли из-за войн, голода, смерти последних владельцев, исчезновения источников воды. Близко по смыслу к термину «урочище». Пустошью также назывался дальний от главного селения участок, не входящий в надел. Сходное по звучанию и значению слово «пу́стынь» — означает удалённую монашескую обитель, что ещё раз подчёркивает удалённость пустошей от обжитых мест. Кроме того, пустошью...
Греть покойников — поминальный обычай возжигания костра. Цель обряда — «передать» тепло умершим предкам. В Воронежской, Курской, Орловской, Тамбовской губерниях ещё в XIX веке однодворцы жгли костры ранним утром в Сочельник или на Рождество (Коляду), кое-где также на Новый год и Крещенье.
Со́роки, Жа́воронки — день памяти Сорока мучеников севастийских в народно-христианской традиции славян, приходящийся на 9 марта (22 марта). Название дня происходит от Сорока Севастийских мучеников. По народному календарю, в этот день зима кончается — весна начинается, день с ночью меряется-равняется.